Русская Община Резекне







afisha
afisha
afisha
afisha

Никто не забыт, ничто не забыто…

Дата добавления (г-м-д): 2020-07-10

Автор: Ольга Белова

Никто не забыт, ничто не забыто…

 

В преддверии юбилейного 75-го Дня победы Русская община Резекне приводит в порядок захоронения и памятники советским солдатам, павшим в боях за освобождение народов Европы от нацизма. Мы уже писали ранее, что через друзей, знакомых и прессу мы призываем людей сообщать о заброшенных захоронениях и местах воинской славы Восточной Латгалии. Все эти объекты заботливо «опекает» ответственный за патриотическую работу, член правления общины Валерий Амельков. Он одним из первых приезжает на место, потом информирует нас о том, что необходимо делать. Как правило, прибраться, поставить плиту (за что огромное спасибо фирме DANA), озеленить.По словам Валерия, раньше за могилками и памятниками ухаживали местные жители, которые находили погибших бойцов и хоронили на местном кладбище, потом их дети, внуки, часто шефство брали школы. Сейчас, к сожалению, ситуация изменилась, многие из них заброшены.

 

Мы верим и надеемся, что в июле закончатся введенные из-за вируса ограничения, и можно будет торжественно открыть мемориал в Рунденской волости Лудзенского края, который обновила своими силами Русская община Резекне. Приведен в порядок обелиск, сияют золотом имена героев, установлен постамент с памятной плитой и информационный стенд на трех языках, в котором описан подвиг многонациональной семьи воинов, посажены кусты сирени. В планах – лавочки возле мемориала.

 

При освобождении Латвии в июле 1944 года отряд красноармейцев в течение суток удерживал здесь стратегически важную высоту 144,0. Десять бойцов  отразили несколько десятков атак немцев, уничтожили порядка двухсот солдат и офицеров врага. К исходу второго дня восемь защитников опорной точки погибли, а двое были тяжело ранены. Тем не менее, наступление гитлеровцев было сорвано. Все бойцы отряда были удостоены звания Героев Советского Союза. Вот их имена: Хакимьян Ахметгалин – башкир, Петр Сыроежкин – украинец, Михаил Шкураков – русский, Федор Ашмаров – чуваш, Чутак Уразов – таджик, Матвей Чернов – чуваш, Яков Шакуров – татарин, Урунбай Абдуллаев – узбек, Василий Андронов – русский, Тукубай Тайгараев – киргиз.

 

Очерк педагога Рунденской средней школы Шалвы Исидоровича Хмелидзе «Вечный огонь» в лудзенской районной газете (сентябрь 1966 года) был положен в основу рассказа Валентины Томашевской «Высота 144»:

 

Неподалеку от поселка Рундены (Латвия,  Лудзенский край), в двух километрах от поселка Сунуплява, на высоте 144,0  разыгрался один из драматических эпизодов Второй мировой войны. 

 

Следуя за отступающим врагом, 17 июля 1944 г. на территорию Рунденской волости вступили подразделения 219-й Идрицкой дивизии 3-й ударной армии. Стало известно, что на пути движения наших войск в двух километрах от Сунуплявы, в деревне Рундены немцы концентрируют силы, чтобы принять бой, обеспечить своим частям отход на запад. Задача состояла в том, чтобы разведать место нахождения огневых позиций, прикрывавших отход противника, подавить их огнем артиллерии, не дать фашистам возможности планомерно отступить на этом участке фронта.

Отделение разведчиков под командованием Хакима Ахметгалина миновало линию фронта, чтобы, укрепившись на высоте 144,0, расположенной в д. Сунуплява, корректировать огонь нашей артиллерии по отступающему противнику и по скоплению немецких войск и техники у старого костела.

«Вот, наконец, и вершина высоты 144. Все просматривалось отсюда отлично: и лесные дали, и вьющаяся змейкой дорога, и рунданский костел, недалеко от которого концентрировались немцы. Укрывшись в густом кустарнике, у молодого дуба, разведчики готовились к выполнению боевого задания.

...Зина развернула рацию, проговорила, волнуясь, в микрофон:

 

— «Звезда!», «Звезда!» Я «Сосна», я «Сосна»... Перехожу на прием.

 

Ответ последовал немедленно. В штабе дивизии с нетерпением ждали информацию разведчиков. «Сосна» передала точные данные о расположении войск и техники противника, о местонахождении его огневых средств. Прошло несколько минут, и вот окрестности Рундан содрогнулись от мощных взрывов. …Снаряды, уничтожая живую силу и технику врага, ложатся точно в цель. Ликованию разведчиков не было границ. С вершины холма они прекрасно видели все происходящее.

 

Враги поняли, что самым удобным местом для наблюдения за окружающей местностью была высота 144,0. Штурм высоты гитлеровцы начали интенсивным минометным артиллерийским огнем.

 

Ни в коем случае нельзя было рисковать жизнью Зины Кувалдиной. Командир принял решение — немедленно отправить ее через линию фронта к своим войскам. Она свою задачу выполнила полностью. Отряду было приказано удерживать высоту до подхода основных сил.

 

…Немцам так и не удалось одолеть горстку храбрецов. Ночью бой утих, а с зарей разгорелся с новой силой. Захлебывалась одна атака за другой.

 

Некоторые бойцы взвода Ахметгалина получили по 3–4 ранения, но не выпустили из рук оружия. Ценой жизни выполнили приказ командования герои Сунуплявы.

 

Немцы еще до наступления темноты поднялись на высоту 144, но теперь это не давало им никакого преимущества: близок был час прихода советских войск. Фашисты получили приказ командования о немедленном отходе из Рунденской волости».

 

Два героя выжили. Укрытого во ржи раненого Василия Андронова гитлеровцы не заметили, его подобрали санитары другой части. Тяжелое ранение подорвало его здоровье, он умер в 1952 г. на своей родине в Московской области. А лежавшего без сознания Уруна Абдулаева немцы взяли в плен, его бросили в концлагерь близ Магдебурга. Впервые после войны герой побывал на высоте 144,0 в мае 1962 г. Вторично он приехал в д. Сунупляву 10 ноября 1963 г. Жил в Турткульском районе Каракалпакской Автономной Республики Республики Узбекистан. Скончался 15 августа 1989 года.

 

В 80-е годы ХХ века на самой высоте были поставлены валуны с выбитым на них скорбным барельефом – 8 огромных напоминаний о подвиге, каждый камень в том месте, где погиб солдат. 

 

Вечная слава героям! Подвиг ваш сохраним в своих сердцах на века.

 

Подготовила Ольга Белова